Тюнинг KTM Adventure 1190

1190 Adventure является продолжением линейки туристических мотоциклов KTM. По сравнению со старым 990-кубовым Адвенчером, объем его двигателя составляет практически 1.2 литра.

 

Обновленный КТМ так же получил тонкостенную раму из хром-молибденовой стали, и мощный двигатель, ранее устанавливаемый только на спортбайки серии RC8.

Применена система электродистанционного управления дроссельной заслонкой, "электронный газ".
Механическая связь ручки газа с Throttle  body отсутствует, вместо нее - магнитные датчики положения, контоллер и сервопривод.

 

KTM 1190

Но - у любой новой техники, есть и свои недостатки.

К счастью - у КТМов их не много.
Так, из очевидных проблем - 1190-й - с завода имеет плохое уплотнение крышки короба воздушного фильтра, в результате чего существует вероятность попадания не очищенного от пыли воздуха, во впускной тракт двигателя.

На данный момент времени - существуют 2 альтернативных варианта воздушных фильтров.
Надо заметить, оба - требуют перенастройки системы  подачи топлива (это можно сделать при помощи контроллера КЛОН или PowerCommander).

Но - про чип-тюнинг мотоцикла - чуть позже, сначала необходимо обеспечить двигатель чистым воздухом:

Первый вариант. Набор фильтров UNI номер 371-0870

В штатный короб / "Airbox" / устанавливается поролоновый фильтрующий элемент. Он имеет достаточно большую толщину и плотность, по размеру и структуре чем-то похож на "губку" для мытья автомобилей.
Штатные впускные диффузоры ("велостаксы") при этом не меняются.

Фильтр, как и остальные поролоновые элементы этой системы - пропитывается специальным маслом.

Поролоновый фильтр KTM

Вместо штатной резиновой прокладки крышки короба воздушного фильтра - устанавливается поролоновая.

Она обеспечивает практически идеальное уплотнение стыка, но несет в себе опасность - так как длина крепежных саморезов крышки осталась прежней, а толщина прокладки стала больше - резьбу под эти винты теперь чрезвычайно легко можно "сорвать".- что и приходится наблюдать на доработанных подобным образом мотоциклах, как результат не квалифицированного обслуживания.

Поролоновая прокладка крышки короба фильтра

Внутри переднего обтекателя у КТМа есть 2 воздуховода, являющиеся так же частью резонансной системы впуска. Внутрь них устанавливаются так называемые "носки" - трубчатый поролоновый фильтр грубой очистки.

Размер ячеек в нем более крупный, и очищает он лишь от больших частиц пыти. Таким образом этот элемент является предфильтром, предназначенным лишь для увеличения срока службы основного фильтрующего элемента.

предфильтр

 

Такая система обеспечивает практически полную очистку входящего воздуха от абразивных частиц, но - как недостаток, имеет огромное сопротивление.

К тому же - воздуховоды КТМа играют роль резонатора, а поролоновый "наполнитель" в них - создает поглощение колебаний и ухудшение добротности, как следствие - впускной тракт мотоцикла работает некорректно.

Мощность мотоцикла становится меньше "стоковой", и никакими настройками ее не вернуть на прежний уровень.

Подобный комплект можно порекомендовать к использованию в условиях сильно загрязненного воздуха - например, в песчаной местности.

 

Второй вариант фильтра для KTM. Rottweiler Performance RIS-1190

Представляет из себя круглый поролоновый фильтр-"нулевик", устанавливающийся на  дроссельный узел напрямую, без штатного короба.

В зависимости от поставки - в комплект так же могут входить алюминиевые диффузоры, настроенные под изменившуюся длину впускного тракта.

Очищающие свойства у такого фильтра, разумеется - хуже чем у  стандартного - но он не подсасывает пыль через "заводские" щели в аирбоксе.

 

Фильтр Rottweiler

Преимущества фильтра Rottweiler - отсутствие проблем с потерей мощности (при соответствующей настройке), недостатком является более сложный монтаж фильтра - требуется полная замена штатного короба и установка заглушек системы SAS.

 

Давайте сравним динамические характеристики двигателя мотоцикла с разными вариантами воздушных фильтров:

График мощности КТМ

На приведенном выше изображении присутствуют 3 диаграммы ВСХ (внешней скоростной характеристики). Мощность приведена с пересчетом на коленчатый вал двигателя, атмосферная коррекция значений выполнена по стандарту SAE.

Красный график - заводской воздушный фильтр. Максимальная мощность = 144.1 лс
Зеленый график - поролоновый элемент UNI и предфильтры во впусных патрубках. Максимальная мощность =131.9 лс
Синий график - фильтр ROTTWEILER установленный вместо заводского короба. Максимальная мощность = 149.4лс

Можно сделать выводы, что замена одного лишь воздушного фильтра не приводит к существенному увеличению мощности по сравнению с паспортной.

Поэтому, наше мнение - КТМ настраивать целесообразно (разумеется, после полной замены выпускной системы, или установки "слипона" с удалением катализатора) - либо на штатном воздушном фильтре, либо на Rotweiller и его аналогах.

Решения, требующие установку поролоновых предфильтров - сильно ухудшают характеристики впускного тракта, и нет смысла тратить время и деньги, пытаясь получить хорошую отдачу мощности у двигателя - "задушив" его по воздуху.

 

Настройка KTM 1190 Adventure

На момент написания статьи  - не существует возможности настройки этого мотоцикла на мощностном стенде при помощи перепрошивки штатного ECU (блока управления двигателем). Система управления новая, диагностический интерфейс заменен с K-Line на CAN, и протоколы связи по шине данных стали совершенно другими.

После замены некоторых датчиков - существует возможность установки на "адвенчер" блока управления от KTM RC8R - для него у нас имеется спец.оборудование, позволяющее произвольно изменять настройки системы впрыска и зажигания. Недостаток данного решения - утрата многих дополнительных функций (например электроподвеска). Преимущество - гибкость в управлении двигателем. Если Вы строите мотоцикл на базе ADV 1190 под участие в спортивных мероприятиях и желаете "вынуть" из мотора все - возможно, установка "мозгов" от RC8 - станет Вашим выбором.

Для остальных пользователей, желающих сохранить функциональность мотоцикла  - мы можем предложить настройку на стенде при помощи внешних блоков, таких как КЛОН (контроллер нашей собственной разработки), или PowerCommander.

Сравним результаты:

Заводской, не модифицированный КТМ 1190 - имеет мощность на коленчастом валу, составляющую 144.1 лошадиную силу в стандарте SAE:

замер заводского КТМ

Можно видеть, что состав смеси после 5000 оборотов - обогащен, что говорит о попытке снизить температуру в камере сгорания для уменьшения количества оксидов азота (NOx) в отработанных газах, а повышенное содержание CO и CH - компенсируется достаточно эффективным каталитическим нейтрализатором. В данном эксперименте пробоотборник газоанализатора подключен ДО катализатора для получения корректной диаграммы состава смеси.

Сам элемент катализатора показан на фотографии. Несмотря на запреты экологов - его мы рекомендуем удалять, либо устанавливать систему полного выпуска:

катализатор КТМа

 

Второй график - мотоцикл настроен на мощностном стенде при помощи системы Dynojet Power Commander:

Настроен PowerCommander

 

На графике видно значительное увеличение мощности. Пиковое значение составило 157 лошадиных сил - но, работу двигателя нельзя назвать полностью корректной. Посмотрите на цифры с газоанализатора - измеряемая ШДК число в некоторых местах ВСХ принимает значения более 15:1 единиц.

Не стоит полностью доверять только лишь "лямбде". Проблема в том, что в работе ДВС существует так называемая "фаза перекрытия". Момент, когда открыты впускной и выпускной клапан одновременно, продувка.

Показания газоанализатора на базе широкополосной лямбды очень сильно зависят от количества воздуха, прошедшего в этот момент в выпускной тракт.

PowerCommander

 

Так как PowerCommander изменяет фазу впрыска, но не позволяет ее настраивать - получаем, что форсунка подает топливо не на открытый клапан, а в другой момент времени - что приводит к "капельному" топливообразованию. На ресурс мотора этот фактор не оказывает влияния, но значительно увеличивается расход топлива и искажает показания "альфометра", вводя в замешательство начинающих мотористов.

Как результат - самый популярный метод настройки (по составу смеси с лямбды) оказывается полностью неработоспособным.

Корректно подобную систему можно настроить только применяя аналитический 5и компонентный газоанализатор, контролируя содержание в выхлопе СH, CO2 и других газов, не обращая сильное внимание на CO и O2 (который измеряет стандартная "лямбда"). Так же неплохой методикой является поиск значения коррекции топлива, обеспечивающее максимальный крутящей момент (в "статике", с применением нагрузочного модуля стенда), с контролем детонации и температуры выхлопа.

Несмотря на крайне высокую стоимость и малый ресурс подобного оборудования, при настройке штатных блоков управления, либо PowerCommander'ов - мы применяет оба этих метода в зависимости от конфигурации мотоцикла.

Для более точной настройки так же можем предложить вариант установки системы управления нашей собственной разработки CLONE.

Блок является альтернативой PowerCommander'у, с возможностью регулировки фазы впрыска и имеющий более  надежное механические исполнение: фрезерованный на CNC корпус, авиационные герметичные разъемы, заливку платы специальным эластичным составом для защиты от вибрации.

На изображении ниже приведен график со стенда после настройки Adventure при помощи блока "КЛОН":

 График с настройки КЛОНом

 

Так как КЛОНом можно отрегулировать не только количество подаваемого топлива, но и момент открытия форсунки (фазу впрыска) - получилось достичь несколько большей мощности по сравнению с "коммандером" - она составляет теперь 161.6 л.с.

Плюс - сигнал с широкополосного датчика кислорода (ШДК) всегда находится в оптимальном диапазоне, показывая что двигатель работает в режиме, близком к заводскому.

КЛОН

Таким образом, на данный момент времени существует 2 способа настройки КТМ на мощностном стенде - при помощи Dynojet PowerCommander или блока AES CLONE.

PowerCommander быстрее установить и настроить, все работы занимают один рабочий день.

CLONE - более сложная система, ее установка и настройка требует 2-3 дня. Преимуществом является возможность настройки фазы впрыска. Как результат - более корректная работа двигателя мотоцикла и меньший расход топлива.

Перед настройкой мотоцикла на стенде - мы изготавливаем и устанавливаем заглушки системы рециркуляции выхлопа (SAS) и дополнительные гайки, если настройка выполняется с применением широкополосных лямбда-зондов:

заглушка SAS для KTM       Дополнительный датчик для настройки
x