Многие владельцы мототехники стремятся "индивидуализировать" свой снегоход или квадроцикл. Кому-то не хватает мощности мотора, кто-то хочет получить более "интересный" звук. На помощь приходят многочисленные фирмы, продающие тюнингованные детали - прямоточные выхлопные системы, воздушные фильтры нулевого сопротивления, и многое другое.

Действительно - самый распространенный тюнинг - замена выпускной системы. И, как показывают эксперименты на диностенде - это дает вполне ощутимую прибавку мощности в 5-10%.

Есть и обратная сторона. Установив выхлоп пониженного сопротивления - двигатель лишается "подпора" на низких оборотах, из-за чего возникает "провал" крутящего момента. Довольно характерный пример приведен на графике:

Провал мощности на оборотах до 6640 тысяч вызван обеднением смеси (нижний график), из-за установленного прямоточного выпуска и фильтра нулевого сопротивления.

Ситуацию можно исправить, установив дополнительный топливный контроллер, корректирующий подачу топлива в определенные моменты работы двигателя. Таким контроллером может быть известный Powercommander, его "КЛОН" или Bazzaz.
Разумеется, установленный блок требует настройки - иначе можно только навредить. Каждый двигатель уникален, и полученная на одном моторе топливная карта - не подойдет к другому.

Если с мотоциклами и автомобилями все более-менее понятно - имеются динамометрические стенды для их настройки, то со снегоходами и квадроциклами - несколько сложнее.

Снегоход НЕВОЗМОЖНО настроить на динамометрическом стенде из-за конструкции его гусеницы, а квадроциклы попросту слишком велики для мотоциклетного стенда, и недостаточно большие для автомобильного.

В качестве решения предлагаем Вам настройку подобной техники "на дороге". Такая настройка считается более точной, чем на динамометре - так как на стенде невозможно воссоздать реальные условия дорожной эксплуатации - например, поток набегающего воздуха, температуру, влажность и многие другие параметры.

Как это происходит? На примере снегохода Yamaha Nitro. Установлена тюнинговая выпускная система EXCELL, в результате чего появились провалы при разгоне и "хлопки" в глушитель. В качестве топливного контроллера был выбран Dynojet Power Commander V серии. Блок управления подключается в разрыв между "мозгами" снегохода и форсунками, позволяя изменять поступающий на них сигнал по заданной программе:

Блок подключили к снегоходу, и в разрыв клемм подключили несколько дополнительных проводов для подключения регистратора сигналов:

 

 

В "глушитель" устанавливается датчик состава выхлопных газов, позволяющих в момент движения измерять состав смеси:

 

 Ко всем датчикам подключается регистратор, записывающий сигналы на Flash-память:

 

Далее, проверяем работоспособность всех датчиков:

При этом на ноутбуке отображаются такие параметры, как:

Далее, следуют разъяснения водителю, в каких режимах нужно ездить, с какой нагрузкой, положениями ручки газа, и так далее. Регистратор постоянно подключен к снегоходу, и записывает все параметры работы двигателя - вам нужно просто ехать, соблюдая определенные рекомендации!

 

 

В результате поездок, во флеш-памяти накопителя образуется лог файл, размером в несколько мегабайт чистого текста (измерения производятся 30 раз в секунду!). Log преобразуется специальной программой в таблицу состава смеси в зависимости от оборотов и нагрузки двигателя:

 

Зеленые ячейки в таблице - нормальная смесь. Голубые - обедненная смесь. Синие - сильно обедненная смесь. Желтые и красные - наоборот, богатая смесь.
На основе полученных данных, делается расчет поправочной таблицы для топливного контроллера:

 

Полученная таблица загружается в Powercommander, и - в завершение - настраивается работа ускорительного насоса:

 

 

 

На этом настройку можно считать законченной. "лишние" провода отключаеются от снегохода, а Powercommander надежно крепится под капотом.

x