Настройка мотоцикла на диностенде

На чем работает двигатель внутреннего сгорания? На бензине? На диз.топливе?
Нет,  правильный ответ - на топливо-воздушной смеси .

Немного теории ДВС

Топливо воздушная смесь - это туман из мельчайших частиц бензина в атмосферном воздухе - получаемый при помощи распыления бензина форсункой инжектора, или карбюратором.

Бензин — вещество, получаемое при помощи перегонки нефти. Содержит 85% углерода и 15% водорода. В смеси с кислородом в атмосферном воздухе, пары бензина образуют горючие, или взрывоопасные смеси - что определяется весовым соотношением бензина и кислорода, а также их парциальным давлением и температурой смеси.

Двигатель мотоцикла в разрезе

Соотношение AFR = 1/14.7 для бензина и воздуха является стехиометрическим, так как оно соответствует законам количественного соотношения масс веществ, участвующих в химической реакции горения.

Таким образом, в теории - идеальное значение топливо воздушной смеси для бензинового двигателя - AFR = 14.7 единиц, при этом будет достигнуто наиболее полное сгорание топлива, экономичность и мощность двигателя.

В реальных мотоциклетных двигателях, идеальное соотношение в топливной смеси «бензин-воздух» часто нарушается. Это зависит от  режимов и условий работы двигателя. Если бензина в смеси становится больше, то говорят, что топливная смесь богатая. Если меньше - бедная.

Сгорание бедной смеси (AFR > 16) может привести к неустойчивости процесса сгорания, что приводит к перебоям в работе двигателя из-за пропусков воспламенения при ускорении.
Наибольшая эффективность сгорания рабочей смеси соответствует AFR=13-14.
При использовании чрезмерно богатой смеси (AFR<12), происходит неполное сгорание бензина. Несгоревший бензин выбрасывается буквально в выхлопную трубу, что приводит к большому расходу топлива, "хлопкам" в глушителе. Кроме того, бензин в виде тонкой пленки сползает по стенкам цилиндра в картер, что приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

Главным устройством мотоцикла, которое ответственно за состав топливо-воздушной смеси - является топливная система питания. Именно благодаря ней в топливовоздушном заряде можно изменять состав смеси.

Признаки неправильной работы двигателя

Большой расход топлива мотоциклом, черный дым из выхлопной трубы, у отработанного масла имеется сильный запах бензина. Черный маслянистый налет в корпусе воздушного фильтра и на дроссельных заслонках. Все это симптомы богатой смеси. Как правило, при запуске такого мотоцикла в холодную погоду - заливает свечи, и он перестает вообще подавать какие-либо признаки жизни.

Нет тяги (мощности), рывки и провалы при разгоне, "стрельба" в глушитель с пламенем (видно в темноте) - бедная смесь. Как правило, при  ускорении мотоцикл глохнет (т.к. не хватает топлива). Мотоцикл едет словно "прыжками" - при попытке ускориться - происходит провал мощности, при снятии нагрузки - двигатель опять работает нормально. Бедная смесь чревата прогаром поршней и клапанов, т.к. приводит к повышенной температуре в камере сгорания, и детонации.

Богатая смесь не столь опасна для двигателя, но в долгосрочной перспективе (20-30 тыс км) приведет к износу цилиндро-поршневой группы из-за разжижения масляной пленки на цилиндрах и ускоренного окисления масла (вызываемого несгоревшим топливом).

Признаки неправильной настройки двигателя проще всего заметить при замене свечей на мотоцикле - выкрутив свечу зажигания, можно довольно точно определить - все ли в порядке с Вашим мотором.

Ниже приведено несколько фотографий с комментариями, позволяющие Вам самостоятельно определить необходимость настройки мотоцикла на динамометрическом стенде:

нормальная свеча мотоцикла Нормальное состояние свечи зажигания. Настройка мотоцикла на диностенде не требуется.
немного обедненная топливная смесь

Допустимое состояние свечи. На новых мотоциклах используется так называемая "сверх бедная смесь".

В целом настройка не нужна, но грамотный специалист при помощи динамометрического стенда и газоанализатора способен добиться прироста мощности в 3-4лс при незначительно увеличившемся расходе топлива.

слишком много топлива Богатая смесь. Мотоцикл имеет большой расход бензина, черный дым из глушителя и провалы при разгоне. Такой эффект получается при несвоевременной замене воздушного фильтра, либо при неправильной настройке мотоцикла. В целом, такая неисправность для мотора грозит только ускоренным износом цилиндро-поршневой группы от разжижения масляной пленки бензином. 
много воздуха, мало топлива

Сильно обедненная смесь (изолятор, боковой электрод и юбка свечи становятся белого цвета). Бедная смесь вызывает повышение температуры выхлопа и повышает риск детонации. Требуется диагностика, ремонт и настройка системы подачи топлива. Обедненная смесь приводит к прогару клапанов или днища поршня.

Такое состояние свечей Вы можете увидеть после установки прямоточного глушителя без последующей его настройки на стенде.

двигатель "гонит" масло Маслянистый налет на электроде свечи - признак изношенного маслосъемного кольца, либо маслосъемных колпачков. Так же мотоцикл имеет повышенный расход масла. Перед настройкой необходимо выполнить ремонт двигателя внутреннего сгорания.
"левый" бензин Красноватый цвет электрода - не признак неправильной настройки. Это всего лишь бензин с примесью тетраэтилсвинца.
сгорел поршень Этому мотору настройка не поможет. Из-за слишком бедной смеси и детонации сгорел поршень. Частицы алюминия с него мы и наблюдаем на свече.

 

Настройка мотоцикла на диностенде обязательно требуется при любом изменении конструкции двигателя, будь то установка прямоточного выпуска, фильтра "нулевика" или даже установки турбины на мотоцикл.

 

Как настраивают мотоцикл на стенде 

Диностенд для мотоциклов (динамометрический стенд) - это точный измерительный прибор, позволяющий оценивать процессы, происходящие с двигателем мотоцикла в условиях, близких к дорожным. Более подробно про устройство стенда и методы измерения мощности Вы можете прочитать в соответствующей статье.

Опишем процесс настройки.

 

1) Мотоцикл по трапу заезжает на диностенд. сгорел поршень
2) Регулируя упор переднего колеса, оператор устанавливает заднее колесо на измерительный барабан. При помощи троса мотоцикл надежно фиксируется на динамометре. сгорел поршень
3) К мотоциклу подсоединяется датчик оборотов двигателя, а в глушитель устанавливается трубка, подключенная к измерителю состава выхлопных газов. Газоанализатор позволяет определять, на каких оборотах двигателя нужно обеднить смесь, а на каких - наоборот, забогатить. При настройке на стенде мотоциклов с турбонаддувом, или иными форсированными ДВС - дополнительно подключается датчик давления турбины, датчик детонации и датчики температуры выхлопных газов. сгорел поршень

4) Выполняется серия замеров. Линии внизу графика - состав смеси. Видим, что в начале настройки случае AFR<13.5 , значит смесь богатая. Руководствуясь цифрами момента и мощности, оптимизируем подачу топлива - в результате, получаем меньший расход бензина и большую мощность на колесе. 111.7лс до настройки, и 124.8лс после.

сгорел поршень

 

Настройку инжектора так же называют чип-тюнинг мотоцикла, так как применяется сложное электронное оборудование - программаторы flash-памяти ЭБУ, топливные контроллеры и даже новые тюнинговые программируемые "мозги".

При настройке карбюратора на диностенде регулируется высота подъема иглы, винты качества/количества смеси и уровень топлива в поплавковой камере. Такая настройка карбюратора стоит дороже чем чип-тюнинг мотоцикла, так как для каждого изменения настроек требуется частичная разборка мотоцикла.

сгорел поршень

 

 

Так же читайте:

Настройка KTM, Triumph и Aprilia на стенде
Настройка Harley Davidson на стенде
Как проводится замер мощности на стенде
Моторные диностенды в нашей работе